Прошедшие два десятилетия после славной даты 1000-летия крещения Руси займут особое место в истории Русской Церкви. Это время восстановления из праха многочисленных православных святынь, храмов, монастырей, которое потребовало больших затрат и энергии. Возродились, казалось бы, навсегда забытые традиции, утраченные в богоборческое времена, открылись православные учебные заведения, воскресные школы. Снова на улицах городов и сел, по дорогам через всю Россию идут торжественные крестные ходы со святыми иконами. И колокольный звон призывает всех в храмы, возвышает души людей.
Этот нелегкий, но радостный процесс возвращения к своим истокам происходит и в нашем районе, в нашем город . На этом сайте хотелось бы вспомнить об истории тарусских храмов, отметить главные вехи их восстановления, рассказать об их сегодняшнем дне, о создании и жизни тарусского прихода.
Таруса - один из древних городов России. Годом ее основания считается 1246 год, когда Таруса впервые упоминается в летописи как удельный центр, центр Тарусского княжества. Первым Тарусским князем был Юрий, сын великого князя Черниговского Михаила Всеволодовича, мученика за веру, пострадавшего в Орде. После смерти Михаила Всеволодовича Черниговское княжество делится между его сыновьями. В новое княжество входят уделы Мезецкий, Борятинский, Оболенский и другие. Впоследствии их наследовали сыновья Юрия. Тарусский князь Федор и его брат Мстислав участвовали со своими дружинами в Куликовской битве и погибли на поле боя.
Тарусское княжество существовало до конца 15 века, являясь надежным союзником Московского княжества, а затем вошло в состав великого княжения с центром в Москве. В это время, до создания Тульских засек (вторая половина 16 - 17 вв.), Таруса выполняла важную военную роль на южных границах Руси, неоднократно подвергаясь нападениям крымских татар, которые приводили к пожарам и разрушениям в городе. Город входил в состав обороны Берега - основного оборонительного рубежа Русского государства. Крымское ханство постоянно, до нескольких раз в год, устраивало набеги своих конниц на русскую границу, проходящую вдоль Оки. Русские войска в ожесточенных схватках отражали набеги татарских орд. О дислокации войск в Тарусе постоянно упоминается в разрядных книгах. Не всегда оборона была удачной. В 1521 году московские воеводы не сдержали натиска крымцев, неожиданно появившихся у Серпухова. Поэтому Василий III в дальнейшем лично возглавил войка на Берегу. В 1571 г. под Тарусой произошло большое сражение русских полков с войсками крымского хана Девлет - Гирея. В Смутное время (начало 17 в.) Таруса сильно пострадала, как и вся страна: "…приходили крымские и ногайские и литовские люди, посад Тарусу и Тарусский уезд воевали и животину всякую выгнали без остатку и наших людишек многих побили и в полон помали".
В духовном управлении Таруса входила в состав Суздальской епархии. Роль удельного центра , приграничного города и пункта "береговой защиты" привела к тому, что ее название с 14 века присоединяется к титулу суздальского епископа, а епархия с 15 века до середины 17 века называется Суздальской и Тарусской архиепископией. В 1668 г. Таруса вместе с Калугой и Оболенском включается в состав патриаршей области, где была создана Калужская десятина, а затем в 1685 в рамках патриаршей области возникли самостоятельные десятины - Тарусская и Оболенкская. В начале 18 века Таруса управляется Священным Синодом, а с 1742 года входит в состав открытой Московской и Владимирской епархии. В 1764 г. Таруса присоединена к Крутицкой епархии, а с упраздением ее в 1788 г. перешла в ведение московской митрополии. 16 декабря 1799 г. была образована Калужская и Боровская епархия, которой стала подчиняться Таруса.
Существуют исторические свидетельства о посещении Тарусы патриархом антиохийским Макарием в 1654 году. Он отслужил литургию в одной из четырех городских церквей, возможно, в Николаевском соборе.
С большой уверенностью историки утверждают, что в 16 - 17 веке в Тарусе был мужской Петровский монастырь. Он находился в районе Воскресенского села. Однако до сегодняшнего дня неизвестны точные даты его основания и упразднения.
Во время Отечественной войны 1812 г. Таруса была прифронтовым городом, всего в двадцати- тридцати верстах от него осенью 1812 г. шли решающие сражения. 28 августа вся Калужская губерния была объявлена на военном положении. От Тарутина и Малоярославца до Оки доносились звуки выстрелов. По Оке и границам уездов были выставлены кордоны для истребления мелких неприятельских групп. Тарусяне отправляли в русскую армию возы с продовольствием, одеждой, боеприпасами. Население жертвовало лошадей, подводы и рогатый скот. Помещики открывали у себя в имениях за свой счет госпитали.
В 1817 г. Е.И. Кутузова по пути в село Истомино Тарусского уезда, где проживала ее дочь А.М. Хитрово с мужем, посетила Тарусу. Ей был оказан торжественный прием. Народ встретил ее еще за городом. Звонили во все колокола, у входа в церковь ее встречало духовенство в праздничном облачении. С конца 18 века до 1918 года Таруса была уездным городом и торговым центром Калужской губернии. Территория Тарусского уезда была многонаселенной. В 1917 году население города и уезда возросло до 72 тысяч человек. В десятках сел и деревень проживали десятки тысяч человек - крестьян, кормильцев России. При этом в Тарусском уезде насчитывалось 49 церквей, 30 из них - каменные, остальные деревянные. Ежегодно проходили крестные ходы, строились новые храмы и церковно-приходские школы, осуществляло свою благотворительную деятельность Тарусское церковное братство во имя Пресвятой Богородицы "Взыскание погибших" и святых апостолов Петра и Павла, которое было учреждено в Тарусе в 1894 году. В округе города ежегодно совершались два крестных хода.
Русской Церкви известна чудесная помощь Божией Матери тарусянам по их молитвам перед Ее Боголюбской иконой во время эпидемий. Один из крестных ходов проходил 1 июля н. ст. в день почитания Иконы Боголюбской Божьей Матери, считавшейся заступницей и охранительницей Тарусы. Этот крестный ход совершался с 1853 года в память о чудесном избавлении Тарусы от холеры в 1848 году, когда жители города с теплой верой на ходатайство Божией Матери совершили крестный ход из Воскресенской церкви с Боголюбской иконой Пресвятой Богородицы, и прошли по всему городу. Также и в 1870 году Таруса была избавлена от эпидемии этой же болезни, свирепствовавшей недалеко от города, предстательством Богородицы. Крестный ход начинался после ранней праздничной литургии в соборе. Крестный ход с соборными иконами направлялся в Воскресенскую церковь, где соборно служилась литургия, а по окончании ее крестный ход с пением тропарей Божией Матери направлялся на святой источник, где совершалось водоосвящение. Затем крестный ход обходил весь город, с заходом на кладбище, где служилась большая панихида.
Второй крестных ход происходил 7 августа "для молитв об отвращении холеры". Оба крестных хода были Высочайше разрешены преосвященным Григорием Вторым, Епископом Калужским и Боровским, в 1853 году.
В Тарусе на протяжении ее истории существовали четыре храма. Самой древней церковью Тарусы считается Георгиевская церковь. Она находилась на кладбище, у реки Таруски. В 1669 году церковь значилась как ветхая. Деревянная Кирилло-Афанасьевская церковь находилась на берегу Оки при впадении в нее Таруски. В 18 веке из-за ветхости она была перенесена в с. Игнатовское-Знаменское, а на ее месте выстроена часовня. Остальные две церкви города - это ныне дейтсвующий древний храм Воскресения Христова и восстанавливаемый собор в честь апостолов Петра и Павла.
Тарусский район был образован из части прежнего Тарусского уезда в 1929 г.
Во время Великой Отечественной войны Таруса была оккупирована фашистскими захватчиками с 24 октября по 19 декабря 1941 года. В результате мощного наступления советских войск на паниковавшие части гитлеровцев, в день памяти святого Николая Чудотворца, Таруса была освобождена без боя.
В советское богоборческое время в разные годы все храмы Тарусского района были закрыты, часть из них разрушены. Многие священники были репрессированы. На многие десятилетия у народа была изъята возможности посещать службы, молится, а молодежи узнать Православие, особенно в тех местах, где совсем не было храмов. В Тарусском районе в период с 1975 по 1989 годы не было ни одной действующей церкви. При этом добавим, что состояние тарусских дорог и общественного транспорта почти не оставляла возможности верующим совершать регулярные поездки на службу в церковь, например, в Серпухов.
К началу 70-х гг. XX в. действующими на территории Калужской области осталось только 24 храма, и не было ни одного монастыря, ни одной духовной школы. К тому времени Калужская епархия считалась одной из наименьших по количеству действующих храмов в Русской Православной Церкви. В 1989 году, как только стало возможным зарегистрировать общину, в Тарусе начинаются службы в полуразрушенном храме Воскресения Христова. Под руководством настоятеля Воскресенского храма о. Леонида Гвоздева течение нескольких лет в этом храме, а также в других храмах района и в городском соборе проводятся восстановительные работы. В этом долгожданном деле участвуют и прихожане Воскресенской церкви, и благотворители, и администрация города и района, и, конечно, строители, архитекторы, художники, иконописцы и все те, кто внес свою лепту в возрождение православных святынь.
В настоящее время полностью восстановлены и являются действующими храм в честь Воскресения Христова в г. Тарусе и храм в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова в с. Кузьмищево. Построена и освящена часовня на старом кладбище Тарусы.
Проводятся работы в тарусском соборе в честь святых апостолов Петра и Павла; в храме в честь Воскресения Христова в с. Роща, в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы в с. Волковское, в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы в с. Истомино. В Тарусе завершаются работы на источнике и в часовне Боголюбской иконы Божией Матери, благоустраивается вся прилегающая к ним территория. В день памяти св. апостолов Петра и Павла 12 июля в Тарусе проводится общегородской праздник - День города. Также в день памяти просветителей славянских народов св. Кирилла и Мефодия 22 мая ? в Тарусе проходит большой концерт с участием народных и детских художественных коллективов.
Не переданы епархии и не восстанавливаются : храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в с. Барятино, храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в с. Введенское, храм в честь Рождества Христова в с. Трубецкое , храм в честь Вознесения Господня в с. Вознесенское (рядом с огромным разрушающимся храмом действует маленькая церковь, устроенная в бывшей сторожке).
Разрушены 11 храмов: храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в с. Антоновское; храм в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских в с. Безобразово; храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" в с. Игнатовское (Игнатовское-Знаменское); храм в честь пророка Илии в с. Ильинское; храм в честь Благовещения пресвятой Богородицы в с. Лысая Гора; храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в с. Макарово; храм в честь Рождества Христова вс. Маковцы; храм в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских в с. Никольское; храм в честь Преображения Господня в с. Спас Городец; храм в честь великомученика Георгия Победоносца в с. Татьянинское; храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" в с. Толмачево На схеме указаны ныне существующие храмы.